antistandart
Архангельская область. Август 2012. Часть 4. Кенозерский национальный парк.
6th-Apr-2013 10:56 pm

Последняя часть путешествия - самая длинная. От Вершинино через Каргополь и домой.

Вершинино - центральный поселок национального парка, здесь вся администрация. Здесь же центр Плесецкого сектора парка. Национальный парк состоит из двух частей, т.н. секторов - Плесецкого и Каргопольского. Между секторами есть пешеходная тропинка, идущая через знаменитый Порженский погост. Идти там километров 20, а доехать на машине из одного сектора до другого можно только через Каргополь, расстояние получается километров двести.
P1090948.Исправлено

Вершинино находится на узком мысу Кенозера (ударение на первый слог). Озеро большое, ледниковое. Имеет очень сложную форму и немалую глубину, до 50 метров. На озере несколько десятков островов.
P1090949.Исправлено

В Вершинино можно поселиться в гостинице или в гостевом доме, но бронировать места надо заранее, особенно в плохую погоду. Когда мы приехали, свободных мест не было. Но нам они и не были нужны, мы сразу попросились на стоянку. Стоянки в парке есть двух видов - доступные только по воде, на островах и на дальних берегах, и на ближних берегах, куда можно доехать на машине. Сотрудники парка изо всех сил рекламируют первый вид, наверное, желающих уединиться на недельку не очень много. Тем более что моторные плавсредства на озере запрещены, кроме транспорта парка, а озеро большое, выбраться с дальних стоянок на веслах не очень реально. Разве что что-то парусное с собой привезти, паруса разрешены без ограничений. Или же договариваться заранее, когда за вами приедут. Мобильная связь (причем только Мегафон) есть только в Вершинино.

Мы тоже не стали изображать отшельников и попросились поближе, и нас отправили в Филиповскую, на берег Почозера. От Вершинино это километров 20 по тому же грейдеру.
P1090939.Исправлено

Здесь нам выделили стоянку. Стоянки в парке - это полностью оборудованная для жизни полянка, на которой есть устроенное кострище, запас дров под крышей, навес со столиком, в отдалении туалет, все чисто и аккуратно. Все это в прекрасном сосновом лесу, точнее лесопосадках, очень похоже на Валдай. Народу никого. К нашей полянке прилагался также отдельный удобный песчаный пляжик. Рядом с нашей стоянкой была еще одна, побольше, но она пустовала, туда приехала  компания из Москвы только перед нашим отъездом.
P1090940.Исправлено

Недалеко от нашей стоянки, на окраине практически вымершей деревушки Филиповская - один из пяти полностью сохранившихся тройников архангельской земли - Почозерский погост, недавно отреставрированный, замечательный, очень красивый.
P1090963.Исправлено
P1090960.Исправлено
P1090982.Исправлено
P1090961.Исправлено

Пустынный, безлюдный. Забор полностью построен заново. Все ворота закрыты. Ключи по идее есть у егеря, чей дом рядом. Но егерь сказал - да вы залезьте под забор, а церковь не заперта. И правда, под забором, где ручеек, можно пролезть. А двери в церковь действительно не заперты. Внутри ново и пусто, только ласточки и следы их проживания.
P1090968.Исправлено
P1090970.Исправлено

С колокольни красота, просторы, тишина и покой. Вот этот дом - егеря, но егерь живет не в нем, а в новом домике, маленьком, пристроенном к этому большому дому с той, дальней, стороны. Большой старый дом нелегко содержать в жилом виде, одному человеку он не нужен, и скоро этот дом приобретет примерно такой же вид, как на следующей фотке.
P1090972.Исправлено
P1090976.Исправлено

На стоянке мы не сидели все время. Для начала съездили в Усть-Почу. Эта деревня довольно большая и при этом обитаемая, хотя, конечно, следы запустения и здесь есть.
P1090952.Исправлено

Усть-Поча известна часовней Святителя Николя первой половины 19 в., в которой сохранилось, и даже было недавно отреставрировано, "небо" - уникальный расписной потолок, удивительная особенность местных церквей и часовен. Часовню мы нашли, но она была закрыта, и мы не стали искать ключи. Снаружи часовенка из прочих домов деревни не слишком выделяется, мы ее едва не просмотрели.
P1090958.Исправлено

На следующий день мы записались в парке на экскурсию по озеру. Национальный парк предлагает несколько разных экскурсий, расписание есть в конторе парка. Интересного там много, но все из-за того же вечного ограничения времени мы попали только на одну.
Экскурсантов возят на самом большом транспорте Кенозера
P1090989.Исправлено

Деревня Зихнево, часовня апостола Иоанна Богослова, 18 век.
P1100021.Исправлено
P1100006.Исправлено

В часовне сохранилось небо:
P1100011.Исправлено

И можно залезть на колокольню:
P1100008.Исправлено
P1100014.Исправлено
P1100015.Исправлено
P1100016.Исправлено

Деревня еще немного жилая, в ней есть три постоянных жителя. Всем далеко за 80. Вот это практически единственный транспорт - сани. Автодороги нет. Летом до цивилизации - Вершинино - только по воде.
- А если вдруг врач понадобится?
- Ну в Вершинино есть фельдшер. Может, и успеет.
P1100002.Исправлено

Еще одна загадка
P1090993.Исправлено
это шаблон для санных полозьев. В этой деревне парк делает базу для туристов, восстанавливает дома, будет здесь еще одно место, где можно пожить в условиях таких же, как и двести лет назад.

Другие остановки экскурсии
P1100068.Исправлено
P1090984.Исправлено
P1100067.Исправлено

Деревни вокруг озера вымирают, остались только старики, которым некуда и незачем ехать.
P1100066.Исправлено

В день перед отъездом пошли прогуляться в лес вокруг стоянки. Черники полно, брусники тоже. Наткнулись на полянку лисичек. Собрали большой мешок, потом не знали, куда их девать, у нас даже сковородки или противня не было. В итоге замариновали, оказалось, что маринованные лисички - это не лучшее грибное блюдо.
P1090967.Исправлено

Потом поехали дальше, в Каргополь.
По дороге большое село Самково, вот это там рынок выходного дня. В Самково есть пекарня, прекрасный свежий хлеб. Там же в магазинах продают замечательную настойку "Северный сувенир", будете проезжать, не пропустите. В Москве такого нет.
P1100101.Исправлено

Обратно по грейдеру через понтонный мост за те же 100 рублей на шоссе Плесецк - Каргополь, и по отличному новому асфальту до Каргополя кажется совсем рядом.

По дороге. Конёво:
P1100103.Исправлено

Богатство местное:
P1100104.Исправлено

А вот это мы увидели издалека церкви села Архангело, которое на карте называется Шелоховская. У местных деревень есть странная особенность - два названия. Одно современное официальное, написанное на картах, а второе - какое-то местное, то ли старое, то ли как бы прозвище, я так и не понял. Причем в описаниях интересных мест часто фигурируют именно вторые названия, в результате найти место на карте очень непросто. В случае с Архангело эта странная система сыграла со мной дурацкую шутку: мы побывали здесь по дороге в Каргополь как в Шелоховском, а потом я поехал туда же, но уже как в Архангело, из Ширяихи через Озерко. Проехал примерно две трети дороги, а она там обычная, разбитый грязный грейдер, лужи, ямы, скорость 20 км/ч, и когда уже оставалось немного, я наконец догадался, что еду туда же, где был два дня назад...
Издалека церкви только манят
P1100106.Исправлено

но вблизи оказывается, что это еще один памятник разрухе. В Москве подделки под храмы кроют чистым золотом и попы в лимузинах, а здесь настоящие храмы вот так выглядят.
P1100114.Исправлено

Кто-то пытался это реставрировать, но уже даже леса сгнили.
P1100117.Исправлено

Так вот и добрались до Каргополя.
P1100137.Исправлено

Было холодно и дождливо, и поселились в гостинице. Вполне приличной. Городок вообще жив и симпатичен.
P1100142.Исправлено

Колокольню строили к приезду Екатерины Второй, императрицу так ждали, что даже колокольню поставили неправильно - не по сторонам света, а лицом к дороге, по которой должна была прибыть. Но императрица так и не приехала. А колокольня осталась
P1100147.Исправлено
P1100149.Исправлено

даже логотип герб Екатерины приделали.
P1100150.Исправлено

и теперь на колокольню пускают туристов за небольшую денежку. Оттуда весь город видно, он небольшой совсем.
P1100158.Исправлено

Вот отсюда императрица ожидалась, да не доехала.
P1100162.Исправлено

Леса поставили 5 лет назад и забросили. Скоро они обвалятся.
P1100160.Исправлено

В церкви тоже можно войти, но там порядки практически московские. После этой фотки откуда-то вылезла злая бабка и стала рассказывать, что для фотографирования нужно "благословление батюшки". Ну и ладно.
P1100153.Исправлено

Центральная площадь похожа больше на пустырь, или скорее на вытоптанную, но все же покошенную лужайку.
P1100146.Исправлено

В Каргополе два центра. Екатерининских времен - это второй, ныне действующий. А первый, на сто лет старше, находится метрах в пятистах от второго. Там три церкви, более заброшенные.
P1100164.Исправлено
P1100165.Исправлено

На самой старой церкви даже не написано, что она охраняется. Окна выбиты, внутри разруха.
P1100168.Исправлено

А вот это - центральная набережная города.
P1100144.Исправлено

Горожане ловят рыбу, прямо как в Москве на Кремлевской набережной.
P1100143.Исправлено

Из Каргополя поехали в Ошевенский монастырь. Монастырь находится в селе Ошевенское, которое на картах называется Погост. От Каргополя это 40 км, один дневной переход, поэтому в доавтомобильные времена там было богатое село, в котором останавливались проезжие купцы.
Основание монастыря связывают с именем святого Александра Ошевенского. Примерно на полпути от Каргополя рядом с дорогой лежит святой камень, на котором отпечался след ноги святого, когда он шел из Каргополя основывать монастырь. Туристы монетки бросают туда.
P1100118.Исправлено

Сам монастырь в полной разрухе, но действующий.
P1100121.Исправлено

Нас встретил очень доброжелательный молодой человек и даже небольшую экскурсию устроил. Монастырь восстанавливается силами энтузиастов.
P1100126.Исправлено

Чуть дальше, в Ширяихе, церковь с колокольней.
P1100129.Исправлено
P1100130.Исправлено

Именно отсюда я поехал в Архангело. Дорога есть, и проехать там можно. Но по шоссе на Плесецк намного проще.

Второе место, куда мы обязательно хотели попасть из Каргополя - это Красная Ляга. В турагентстве в Каргополе нам сказали, что дорогу разбили лесовозы насовсем и мы не проедем. Но мы не поверили. Все оказалось не так безнадежно. Все, что касается дороги. Доехали без проблем.
P1100175.Исправлено

Это совершенно удивительное место. Большое поле, вокруг лес. Никого. Тишина. Ни построек, ни людей. И посреди поля стоит необыкновенной красоты творение.
P1100174.Исправлено

Никаких других построек и даже их следов нет. Некогда здесь было большое село вокруг озера. Само слово Ляга обозначает, по Далю, "Ляга сев. непросышная лужа, лыва, бакалдина, колдобина, ямина с водою". Но в некий момент озеро исчезло. Буквально утром народ проснулся - а озера нет. На эту тему есть легенда, за какие именно грехи Господь отобрал у людей озеро. Для атеистов есть научные объяснения про карст. Так или иначе, без воды село существовать не могло и люди уехали отсюда, уехали по-северному - взяв с собой свои дома. Осталась только церковь к колокольней. Колокольня в советское время сгорела, а церковь стоит, хотя это выглядит совершенно невероятным, как посреди огромного поля сухой травы может сохраниться постройка из сухого дерева.
P1100176.Исправлено

Состояние церкви печально.
P1100178.Исправлено

На табличке еще можно разобрать, что она охраняется. И даже при наличии некоторого воображения можно разглядеть год постройки - 1655. Триста пятьдесят лет стоит. Невероятно, но это так.
P1100190.Исправлено

Дверь заперта, но кто-то заботливо проделал дырку. Через нее все и заходят.
P1100180.Исправлено

А внутри....
Небо упало на землю. Как нам потом рассказали, и позже я прочитал свидетельства других очевидцев в Инете, еще за год до нашего приезда, осенью 11 года, небеса были на месте. Сейчас же они валяются на полу.
P1100181.Исправлено

Роспись не оригинальная и даже не реконструкция. Но находятся энтузиасты, которые пытаются своими силами поддержать уникальное творение человеческих рук. Не получается...
P1100184.Исправлено
P1100182.Исправлено

Вокруг простор и красота. За все время, что мы там провели, ни один человек не нарушил уединения, только птицы.
P1100191.Исправлено
P1100192.Исправлено
P1100197.Исправлено

P1100203.Исправлено

Из Каргополя двинулись по направлению к дому, на Пудож. Последняя остановка путешествия планировалась в Каргопольском секторе Кенозерского парка. По дороге остановились в Больших Лядинах. Село довольно большое, но совершенно умирающее. Слово "лядины" обозначает брошенные поля - когда люди вырубали и сжигали лес, расчищали себе поле, потом несколько лет пахали-сеяли, а когда плодородие иссякало, поле бросали и назвалось оно "лядина".
В Больших Лядинах - еще один тройник, Лядинский погост. Вокруг кладбище. Церкви недавно восстановленные, еще не доделанные.
P1100206.Исправлено
P1100210.Исправлено

Колокольня оказалась незаперта, чем мы беззастенчиво воспользовались. Внутри - голубиное царство. Можно собирать гуано и продавать на базаре, залежи уже вполне промышленных масштабов.
P1100214.Исправлено

Вот те самые лядины. Причем сейчас они так же заброшены, как тысячу лет назад.
P1100216.Исправлено

Недовосстановленная церковь. Леса уже давнишние.
P1100217.Исправлено

Остатки колхоза, все заброшено.
P1100219.Исправлено
P1100221.Исправлено
P1100222.Исправлено
P1100224.Исправлено

Само село при этом не вглядит совсем уж умирающим.
P1100225.Исправлено

А вот такой колодец мы видели только в Малых Корелах. Живьем в селе нигде больше не встречали. Здесь колодец заброшен, но когда-то ведь он действовал.
P1100226.Исправлено

Кафе. Тоже закрыто. Остановка тоже заброшена.
P1100230.Исправлено

Но самое удивительное в этом селе, по-моему, не постсоветское запустение и даже не полностью сохранившийся тройник. На улице села мы наткнулись на экскурсию, присоседились и познакомились с экскурсоводом. Надежда Федоровна Ворощук поразила меня до глубины души. Бывшая учительница начальных классов местной школы создала и поддерживает совершенно одна своими силами школьный музей. Услышав это словосочетание, мы внутренне заскучали, но действительность оказалась совершенно невероятной.
Все, что есть в музее, сделано руками учеников младших классов. Вышито
P1100233.Исправлено

выткано! на настоящих ткацких станках 19 века! "Да вот видите, как неровно-то - мальчишкам полегче, а девочкам тяжело", говорит Надежда Федоровна. Это делали в начальной школе, 7-10 лет.
P1100235.Исправлено

Лоскутное шитье. Все работы организовывались как уроки труда или дополнительные внеклассные работы. В селе, где начальная школа на 12 человек, где никто давным-давно не работает.
P1100236.Исправлено

Собрание ворон со всей страны. У них тут был конкурс на воронью тему. Вороны потому, что название Каргополя (поле с каргами, т.е. с воронами) от них произошло. Часть сделана своими учениками, остальное прислано из разных концов страны.
P1100240.Исправлено

А вот это - набивные ткани. Оригинальные технологии 19 века. Рисунок наносился на медный шаблон, потом отпечатывался на ткани, потом ткань вытравливали кислотами, оставался только рисунок. Делали те же дети, только маленьких не допускали - вредное производство очень. Свидетелей технологий в нашей стране не нашлось, Надежда Федоровна выбила из властей денежный грант и ездила в Европу учиться.
P1100243.Исправлено

Ткани все крашены школьниками собственноручно. Еще они делали сами льняные ткани по полному циклу - сеяли лен, потом собирали, обрабатывали, делали нитки, ткали. Но эти ткани не красили, они слишком грубые получались.
Ученики Надежды Федоровны побеждали на разных конкурсах талантов, выигрывали призы и медали. Кончилось все тем, что два года назад школы укрупнили. В Больших Лядинах школу закрыли и учеников возят на тех самых желтых "Пазиках" куда-то в укрупненную школу. Надежда Федоровна осталась со своей школой, в которой теперь только музей, и то непонятно, сколько она продержится - зимой топить надо постоянно, это дрова, а это деньги, а их нет.
P1100246.Исправлено

Указатель на дороге. Увидите - не проезжайте мимо. У Надежды Федоровны есть еще один проект там же - гостевой дом, отремонтированный ею же обычный сельский дом, там можно остановиться.
P1100249.Исправлено

Поехали дальше, в национальный парк. Здесь, в Каргопольском секторе, порядки со стоянками другие - стоянки все ближе, машину надо оставлять на парковке у шлагбаума, заехать к стоянке можно только чтобы барахло выгрузить, а потом машину надо убрать. Сами стоянки не такие живописные, как наша на Почозере. Оборудование такое же, а вот местность уже не такая уединенная.
P1100260.Исправлено

Пейзажи все равно просторные. Утром было градусов 5, купание уже не совсем летнее.
P1100270.Исправлено
P1100271.Исправлено

Вечером пошли пройтись немного по окрестностям и вышли к церкви.
P1100251.Исправлено
P1100253.Исправлено

Перед въездом в парк - скульптура. "Одуванчики".
P1100281.Исправлено

А вот это дорога к парку, она проходитт по водоразделу бассейнов Белого и Балтийского морей. Слева вода течет в Белое море, справа - в Балтику. Расстояние между озерами метров 50. Говорят, уровни разные и зимой это хорошо заметно. Сейчас было не видно, но все равно интересно.
P1100293.Исправлено

Дорога домой.
P1100296.Исправлено

Пока ВСЕ.

This page was loaded Nov 24th 2017, 4:16 pm GMT.