Июль 2019. Часть 2. Большие Лядины.

Часть 1

Из Вологды поехали мы дальше по архангельской трассе. Заехали сначала в Спасо-Прилуцкий монастырь, который находится у выезда из Вологды в излучине, как нетрудно догадаться по названию, Вологды-реки.

Монастырь действующий, полностью отреставрированный
Но какой-то неатмосферный. Не знаю,  чем именно дело.
Но какой-то неатмосферный. Не знаю, чем именно дело.
Пожилой джентльмен снимал себя с помощью селфи-палки на фоне монастырских построек, какие вот продвинутые люди есть на свете
А на парковке стоял целый автобус с владимирскими номерами с надписью "Паломники".

А мы поехали дальше на северо-восток. С друзьями договорились не ждать друг друга, а встретиться на первой заправке после Вельска. Кто бы мог подумать, что она в Няндоме! А это двести километров между прочим. Дорога от М8 до Няндомы плохая, я бы сказал очень плохая, если бы мы потом не ездили по шоссе Каргополь-Пудож. А так — ну просто плохая дорога, хотя и асфальтированная. На последних каплях бензина дотянули до заправки перед Няндомой, потом до Каргополя дорога получше.

Приехав в Каргополь, пошли прогуляться немного, пока ждали наших попутчиков.

Каргополь встречает домиками с такими же табличками, как в Вологде. Жилой дом 19 века, памятник архитектуры.
Деревянный двухэтажный дом с мезонином, построен в середине 19 века.
Социальная реклама. В городе в самом деле относительно чисто. Дороги только ужасные.
Автобусная остановка.

Встретились, поехали дальше в Большие Лядины. Дорога туда от Каргополя ужасна. Часть ее выложена бетонными плитами, это просто какая-то диверсия против местного населения. Другая часть это грейдер, обычный для Архангельской области, тоже очень плохой. Некоторые кусочки при этом закатаны в приличный асфальт. Почему не все?...

Вот эти плиты. На фото не видно, но они неровные, каждая плита немного выгнута вверх. Поездка по ним очень треплет и нервы и машину. А ведь люди каждый день ездят. И рейсовые автобусы здесь ходят. Здесь ездят даже фуры, это же единственная дорога из Карелии в Архангельскую область.

Приехали в Лядины ближе к вечеру. На закате это вот так

Туман над полями

Лядины место удивительное, даже уникальное. Это некогда большое село, больше 1000 человек населения, состоящее из нескольких деревень (здесь это обычное дело, называется «куст деревень»). На карте оно называется Гавриловская по названию деревни, в которой было почтовое отделение. Да, тут была даже почта. Сейчас здесь живет около 100 человек. Здесь живут две совершенно удивительные женщины. Про Надежду Федоровну Ворощук я рассказывал в прошлый раз. Ее музей переехал из школы — ей не продлили аренду! То есть местная власть с нее еще и денег хотела за этот музей. В результате школа стоит заброшенная, скоро развалится. А Надежда Федоровна перевела музей в свой личный амбар. На мой взгляд, музей от этого много потерял, хотя и расширился, теперь он не только о школе, а вообще о местной жизни. У нее также есть гостевой дом, где можно остановиться.

Но мы остановились у другой не менее удивительной женщины. Галина Федоровна Сергеева, выйдя на пенсию, вернулась в дом, который ее дед построил, когда женился. В 1905 году!

Дом, как здесь принято, огромный. Половина жилая, половина хозяйственная.

Галина Федоровна дом привела в порядок и сделала здесь музей своей семьи.

Вода в колодце, баня по-черному (слева видно на заднем плане).

Хозяйка встретила нас пирогами и блинами, и самодельным хлебом, в печке испеченным. Очень интересно рассказывает невеселую историю крестьянской семьи в 20 веке. Как начали раскулачивать в 20-е годы, так и не остановятся до сих пор, хотя уже и некого. Богатые сто лет назад села стоят заброшенными, последние жители доживают свой век.

Дому, конечно, нужны руки, нижние венцы менять надо.

Дом стоял брошенным много лет и был разорен кладоискателями, не такими как мы игрушечно-геокешинговыми, а настоящими. Оказывается, там по деревням шарятся люди с металлоискателями, разоряют оставленные хозяевами дома. Галине Федоровне печку на втором этаже разворотили полностью, не восстановить уже. Обычное такое мародерство, хозяйка так спокойно рассказывает, здесь это никого не удивляет.

Утром мы поехали в Красную Лягу с таким расчетом, чтобы к трем часам вернуться к концерту, о котором чуть ниже. От Лядин это километров 20 в сторону Каргополя и несколько километров в лес.

Церковь в Красной Ляге стоит. И даже кем-то реставрируется.

Церковь была закрыта, внутри можно было разглядеть следы ремонтных работ. Снаружи она тоже все в лесах. Кто-то помнит о ней, это здорово.

Там все так же тихо, ветер да птицы.

В этот раз мы еще проехали дальше по дорожке до деревни Кучепалда (ударение традиционно на первый слог). В прошлый раз я как-то упустил ее существование, да и некогда было нам. Сейчас не так торопимся. Некогда одна из самых больших деревень Каргопольского района ныне полностью заброшена.

Табличка гласит: "Часовня Иоакима и Анны в деревне Кучепалда. Была построена в конце 19 века. Памятник русского деревянного зодчества. Подлежит охране как всенародное достояние".
Еще недавно здесь жили люди
И вездесущий борщевик, он даже здесь. В самом деле катастрофа масштаба всей страны

В Кучепалде нашли мы с детьми клад (игрушечный), любезно спрятанный для нас заезжими московскими туристами, и поспешили обратно в Лядины, нас там ждали.

Дело в том, что Галина Федоровна не только дом восстановила. Она еще пишет стихи и книги о своем крае, а также собрала здесь в Лядинах ансамбль, с которым объездила все окрестности, выступала на каких-то конкурсах. Поют песни на ее же стихи. Причем в ансамбле этом она, как мне показалось, была самой младшей, а ей ни много ни мало 77... Сначала их было 12, а сейчас осталось только 5, и никуда они не ездят уже, потому что никаких конкурсов и выступлений больше нет. Но в связи с нашим приездом они устроили концерт в местном клубе, на который из Каргополя приехал целый автобус из тамошнего дома престарелых.

Полный зал. Для зрителей это огромное событие. Для выступающих тоже.
Наша хозяйка.
И ее коллектив, а подпевают дети заведующей местным клубом, родные и приемные, всего у нее их 10 разных возрастов и судеб. Тоже неординарная очень женщина.

В Лядинах был «тройник», архитектурный ансамбль из двух церквей и колокольни, традиционный для этих мест, один из пяти сохранившихся в Архангельской области к нашему прошлому приезду в 12 году.

Вот так это было 7 лет назад. Лядинской погост.

Но в 2013 году в начале мая, ровно на Пасху, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1761 года постройки) сгорела от удара молнии вместе с колокольней. Местные жители рассказывали нам, что пришла огромная туча, из которой ударила одна молния, после чего туча ушла, не пролив ни капли дождя. Верить ли этому, не знаю, но тройников теперь в Архангельской области четыре, а Большие Лядины остались без одной из своих главных достопримечательностей...

Оставшаяся одинокой Богоявленская церковь 1798 года. Ее обшили досками и покрасили.

Зашли, конечно, и к Надежде Федоровне в новый ее музей. Мало того, что ее выгнали из здания школы. Теперь музей у нее — не музей, а частная коллекция. Чтобы быть музеем, надо соответствовать десяткам невыполнимых для нее норм и правил, поэтому она поменяла юридический статус. Из Каргополя ездят к ней туристы, возят местные турагентства, но меньше, чем прежде — погост сгорел, деревня умирает.

Интересно, что две женщины, которые практически вдвоем поддерживают остатки жизни в селе, друг с другом не дружат и очень скептически друг к другу относятся. Традиция...

А это дом Надежды Федоровны, хозяйки школьного музея. Маленький здесь, как игрушечный. У нее постоянно открыто и есть где остановиться.

А на следующий день, попрощавшись в гостеприимным домом и его замечательной хозяйкой, мы поехали в Вершинино с остановкой в Каргополе на прогулку и знакомство с городом для тех, кто еще не знаком. Об этом в следующей серии.